
В начале данного топика, думаю, стоит немного рассказать о высшей ступени мирового ралли, ведь эта дисциплина автоспорта в нашей стране почти не освещается прессой и уж тем более телевидением, максимум, что можно встретить это получасовые обзоры гоночного дня и небольшие статьи в Интернете подводящие итоги этапа в целом. Это не удивительно, ведь классическое ралли можно смело назвать марафоном, так как проходит в течении нескольких дней и все они в боевом режиме. К примеру, Формула 1 имеет довольно простое расписание - в пятницу две тренировки, в субботу одна тренировка и квалификация, а в воскресенье кульминация – гонка, все это можно легко вписать в телеэфир. В классическом же ралли, «боевые» заезды начинаются утром и заканчиваются ближе к вечеру, и так от 3 до 4 дней.
История чемпионата мира по классическому ралли началась в 1970 году, соревнование тогда именовалось «Международным чемпионатом для производителей FIA», любопытно, что звание чемпиона мира среди пилотов в те времена не разыгрывалось, команды и пилоты боролись только за своеобразный «Кубок Конструкторов», но нам от этого удобнее. Под первоначальным названием чемпионат просуществовал до сезона 1972 года, в 73 году появилась уже всем известная аббревиатура WRC(World Rally Championship), однако формат чемпионата сохранился до сезона 1976 года. Впервые звание чемпиона мира среди пилотов разыгрывалось в сезоне 1977 года.
Итак, подробнее о WRC:
«Подготовка к сезону начинается за несколько месяцев до старта первого этапа. Управляющий орган FIA (Международная Автомобильная Федерация) одобряет маршруты, стадии и заключительный порядок всех этапов ралли по всему миру и вручает копии регламента участникам.
На каждом ралли отводится два дня на ознакомление со спецучастками, один день — для проверки техники. Основные соревнования(ралли)проходят в течение 3-х, и очень редко 4-х дней и обычно состоят из 15-25 спецучастков.
Перед началом соревнований водитель и штурман знакомятся с трассами. Они обычно проезжают по спецучасткам на обычной машине во вторник и среду перед соревновательными днями. Именно здесь штурман, исключительно со слов пилота, детализирует своими записями особенности дороги (записывает стенограмму), непосредственно которую он и будет читать пилоту во время гонки. Стоит отметить, что именно правильные записи штурмана, со слов пилота во время ознакомления, имеют решающее влияние на результат прохождения СУ. По каждому спецучастку разрешается проехать не более двух раз, при этом скорость движения ограничена рамками правил дорожного движения.
Спецучастки представляют собой отрезки трасс, на которых экипажи едут настолько быстро, насколько это возможно, чтобы показать самое хорошее время. Маршрут может проходить по дорогам с различным покрытием: гравий, асфальт, снег или лед. За исключением суперспецучасток (super special), маршрут гонки проходит по дорогам общего пользования, которые естественно во время соревнований закрыты для остального транспорта. В типичном ралли около 25 спецучастков.
Участки дорог, по которым передвигаются гоночные автомобили между спецучастками называются дорожными секциями. Каждый день экипажи проезжают около 150 км, где спецучастки составляют примерно треть. Длина участков колеблется от 2 до 60 км, а время фиксируется после каждого спецучастка с точностью до десятой доли секунды.
Автомобили в WRC не соревнуются непосредственно друг с другом. Главным определяющим победителя фактором является время. Автомобили в ралли стартуют по очереди с интервалом 2 минуты согласно установленному таймеру с которого и фиксируется время прохождения участка. Если экипажи не сталкиваются с серьёзными неисправностями, то они редко встречаются друг с другом на трассе. После завершения всех спецучастков, водитель, потративший наименьшее время в сумме, является победителем.» (с) ВикипедиЯ.
Если вы взгляните на историю победителей чемпионата среди производителей, то вы сразу можете увидеть, что история протекает с четким переходом в доминировании от одного производителя к другому, сначала это были итальянские производители – Lancia и Fiat, затем, в течении нескольких сезонов, серьезную конкуренцию итальянцам составляли легендарные автомобили Audi Quattro, на смену Audi пришли Peugeot доминировавшие в течении двух лет подряд.

На смену Peugeot пришла целая «Эра» доминирования Lancia, продлившаяся 6 лет, затем была «Эра» японских производителей – Toyota, Subaru и Mitsubishi.
На смену японской «Эры» пришла, наконец, и наша! Тут я хочу немного отойти от рассказа и сразу оговориться, что я решил не делать пост таким же сухим как про Peugeot в Ф1 с одной лишь статистикой, собственно статистика тут особо и ни к чему. А еще я решил объединить достижения СИТРОПЫЖЕЙ вместе, ведь нашу «Эру» начал Peugeot, а продолжает Citroen.
Наверное, ничего удивительного, но стоит отметить, что наши любимые производители участвовали в чемпионате с самого его основания, пусть и с переменным успехом. В первом же сезоне принимал участие Peugeot, во втором сезоне(1971 года) к ним добавился и Citroen, причем было совсем немного сезонов которые они пропустили.
Первая победа на этапе чемпионата мира пришла к СИТРОПЫЖАМ в 1971 году – в год дебюта Citroen, причем победителем оказался именно Citroen. Это знаковое событие произошло на пятом этапе чемпионата, проходившем в Марокко. Пусть это и не было уникальным случаем для того времени, но стоит отметить, что из стартовавших в Марокко 60 экипажей, до финиша добралось всего 9.

Следующей победы от нашей парочки пришлось ждать вплоть до сезона 1975 года, когда Peugeot добиться побед на ралли Кении и Марокко.

Первая абсолютная победа в чемпионате производителей датируется 1985 годом, триумфатором стал Peugeot 205 T16, чемпионат в личном зачете остался так же за Peugeot которым управлял фин Тимо Салонен. Годом позже Peugeot повторил свой триумф завоевав оба трофея, чемпионом в личном зачете стал Юха Канкунен, который в следующем году переберется в Lancia и сразу станет с ними двукратным чемпионом, третий свой титул он завоюет также с Lancia, а в дальнейшем переберется в Toyota и возьмет свой четвертый титул….
После сезона 1986 года, следующего титула СИТРОПЫЖАМ пришлось ждать до 2000 года, когда Peugeot снова отметился дублем, чемпионом в личном зачете стал Маркус Гронхольм на Peugeot 206WRC. Этот автомобиль выиграл три подряд чемпионата в зачете производителей.

Пальму первенства в зачете производителей у Peugeot перехватил Citroen в сезоне 2003 года с автомобилем Xsara WRC.

(Citroen Xsara WRC на ралли Монте Карло 2003 года) (Фото с http://www.sportrallyes.com)
Первый чемпионский титулв личном зачете для Citroen и самого себя завоевал Себастьян Лёб в 2004 году. Себастьян вместе с Citroen добивался звания чемпиона в личном зачете на протяжении 9 лет подряд. Чемпионских титулов удостаивались все модели Citroen на которых выступал Лёб, это и Xsara, и C4, и ныне боевой DS3. Начиная с 2000 года, СИТРОПЫЖИ уступили лишь 2 титула в зачете производителей, это произошло в 2006 и 2007 сезонах, оба раза титул доставался Ford.


В общей сложности СИТРОПЫЖИ завоевали на двоих 13 чемпионских титулов в личном зачете и столько же в зачете производителей. Более титулованным производителем чем Citroen является только марка Lancia, имеющая в своей истории 10 титулов против 8 у Citroen, но «еще не вечер».